Это интересно
Новости по теме
|
Сонники. Древнеегипетский сонникЛюди, избранные толковать сновидения, в Древнем Египте назывались "Мастерами тайных вещей" или "Писцами двойного дома". Желавший исцелиться человек спал в храме после принятия снотворного снадобья. На следующий день священник интерпретировал его сон и, следуя полученному из этого сна совету, лечил больного. В древних записях хинди, известных как пураны, также говорится о том, что сны представляют собой послания богов. Упанишады (примерно 1000 год до н.э.) утверждают, что сны происходят в пространстве между реальным и обетованным мирами. Этот мир сновидений освобождает нас от комплексов, помогая проявиться нашей истинной природе. Многие ученые считают, что концепция души и жизни после смерти зародилась у древних людей также на основе сновидений. Пространство сна, наполненное божествами, духами, явлениями и самими сновидцами было источником символических видений со скрытым значением, которые обыкновенному египтянину было необходимо истолковывать для того, чтобы понять их истинный смысл. От древнеегипетской цивилизации до наших дней дошло несколько масштабных книг-сонников; большая часть их, однако относится к Позднему времени и входит в корпус демотических текстов, тогда как всего лишь один папирус Честер Битти III датирован Новым царством и содержит, соответственно, те толкования снов, которые использовались в классическом Египте фараонов. Уникальный источник был обнаружен в 1928 году вместе с другими религиозно-магическими, административными, бытовыми и литературными текстами в Дейр эль-Мединэ в массиве небольшой пирамиды, сооруженной над гробницей в некрополе царских мастеров. Папирусные свитки были частью архива хорошо известного царского писца Кенхерхепешефа. Некоторые тексты были написаны рукой самого владельца, другие - и среди них знаменитый сонник - были подарены или приобретены, возможно, у мастеров храмового "Дома Жизни". Кенхерхепешеф не был автором свитка , так как verso - обратная сторона свитка - была заполнена его собственными записями - фрагментами поэмы о битве при Кадеше и копией его письма к везиру Мернептаха, почерк которых сильно отличается от стиля написания основного текста. Сложная игра слов и изящный язык свидетельствуют о том, что автор текста принадлежал к среде элитных писцов и был, скорее всего, жрецом. Кенхерхепешеф, в свою очередь, также был высокообразованным человеком, как и многие другие мастера из поселка, и, кроме того, увлекался магией, из-за чего писца побаивались многие обитатели Дейр эль-Мединэ. После смерти Кенхерхепешефа, который был бездетен, библиотека перешла в руки Амоннахта, сына жены Кенхерхепешефа от второго брака; Амоннахт приписал к тексту сонника колофон, пытаясь выдать его за собственное произведение. Свитки из библиотеки позже меняли владельцев, некоторые из них и, к сожалению, сонник с течением времени были повреждены. Сонник Кенхерхепешефа ориентирован на мужчину, по крайней мере - сохранившаяся его часть. Это понятно не только по первым словам каждого абзаца - "если мужчина видит себя во сне…", но и из всего текста сонника. Иначе построен т.н. "Демотический Сонник", написанный спустя тысячелетие, в котором сновидцы разделены на категории, среди которых есть и женщины, для которых предназначены интерпретации специфических женских снов. Сны и их интерпретации в соннике Кенхерхепешефа перечислены довольно кратко и строго соответствуют мировоззренческим категориям Египта того времени. Интерпретация снов строится в большинстве случаев на игре слов, мифологических эпизодах, опыте ритуальной практики и этических нормах эпохи. К сожалению, мы не знаем, насколько сильно опирался автор на традицию толкования снов, которую, увы, мы не можем проследить, и, в таком случае, насколько весомым был его собственный, авторский вклад в текст. Впрочем, А. Гардинер указывал, что язык сонника - превосходный среднеегипетский - более чем что-либо иное свидетельствует о том, что сонник восходит к очень отдаленным временам, а первое упоминание о сне как источнике некоего знания встречается еще в "Поучении Мерикаре", где описывается забота бога о людях: "создал он для них магию более сильную, чем оружие, чтобы отражать то, что может случиться, создал сны днем и ночью". Текст сонника давал египтянину возможность "бросить" беглый взгляд в свое будущее; нам текст позволяет понять мечты, надежды, социальные проблемы, систему верований и многое другое, заботившее египтянина, современника Рамсеса II, составлявшее его пространство, внутри которого он существовал согласно устоявшимся нормам, которые лежат в основе интерпретации того или иного сна, которая, порой, остается для нас непонятной. Сам сонник, судя по тексту, описывал и давал значения снам двух категорий сновидцев, так как начало текста не сохранилось, а в его финале начинается новый раздел - "Начало снов последователей Сетха". Этот раздел предваряет детальное описание физических и духовных качеств этого типа мужчин. Первая часть папируса, утерянная, скорее всего, также начиналась с описания другой категории египтян, скорее всего, "последователей Хора", упоминания о которых встречаются еще со времени "Текстов пирамид". Описание "человека Сетха" очень красноречиво: у него кудрявые волосы, обильные волосы на теле, он бородат, любит выпить сверх меры, дебошир, развратник и любитель женщин. Текст поясняет, что он может быть рожден в самых лучших семьях, однако его вкусы, манеры, в целом - весь характер, делает его подобным представителю низших классов общества и ставит его вне системы идеального общества, каким его видел египтянин. К несчастью, лишь четыре сна от перечня сновидений "последователя Сетха", сохранились в папирусе, что не достаточно для того, чтобы сделать какие-либо глобальные выводы о их отличии от снов его противоположности - "человека Хора". Позже идея о том, что один и тот же сон несет в себе совершенно разную смысловую нагрузку для разных категорий сновидцев, получит развития в демотических сонниках, в особенности - в разделах, касающихся женщин. |